Причины «неговорения» на английском

ОМ

Олег Мурашев

Причины "неговорения" выяснить не так-то просто. Разумеется, существует страх. У каждого, кто начинает общаться на иностранном. Но этот момент, как и некоторые другие (непонимание, зачем изучать английский; неумение организовать день так, чтобы осталось время на изучение языка; стеснительность и зажатость, и т.д., и т.п.), - давайте пока оставим в покое. Есть вещи куда более серьёзные, поскольку они носят системный характер и потому оказывают влияние на всех без исключения.
1. Неоправданный и ничем не обоснованный приоритет письменных упражнений. Ребята постоянно пишут, раскрывают какие-то "скобки", что-то "преобразовывают", отмечают "галочками", "находят соответствие"... А где английский ЯЗЫК?! Более того - им на основе выполненных/невыполненных "эксесайзов" потом выводят отметку за четверть и год. А где английский ЯЗЫК?! Ученики что-то "переводят", читают, рисуют, играют...А где английский ЯЗЫК?!
undefined89a3563e-77da-4c3d-bf89-9ee4e47a2fe6.png undefined89a3563e-77da-4c3d-bf89-9ee4e47a2fe6.png
Может быть хватит уже изучать ЯЗЫК глазами, руками, ногами и при этом... молчать? Просто на всякий случай напомню, что любой язык - это прежде всего ЖИВАЯ РЕЧЬ!
undefinedb46aff24-6c22-4117-a08b-a7d0f740e2ae.png undefinedb46aff24-6c22-4117-a08b-a7d0f740e2ae.png
Почему произошёл такой перекос? Это фундаментальный вопрос, и потому ответить на него придётся основательно. Дело в том, что в методологии изучения иностранного языка не учитывает один "простой" момент: ребёнок к 6-7-и годам почти свободно владеет РОДНЫМ РАЗГОВОРНЫМ языком, но совершенно не знает правил его грамматики, слабо разбирается в орфографии, пунктуации, стилистике, и т.д. Поэтому вполне естественно, что учащиеся младших классов через большой объём письменных упражнения восполняют этот пробел. Так сказать, - приводят в соответствие обе части языка: говорение и письмо.
Примерно в этом же возрасте (6-7 лет) дети активно знакомятся с английским. Они НЕ УМЕЮТ ни ГОВОРИТЬ, ни ПОНИМАТЬ РЕЧЬ НА СЛУХ. Однако, следуя канонам изучения родного языка, им предлагают ОДНОВРЕМЕННО начинать 1 читать, 2 писать, 3 говорить, 4 понимать/переводить, 5 отрабатывать произношение, и т.д. Дорогие взрослые, родители, педагоги и методологи-методисты: кто-то из вас способен на такой подвиг?! Не зная НИЧЕГО, начать на нём писать, читать, говорить и переводить.
undefinede1c8a7e1-86f0-433f-93a9-c14b09f08dab.png undefinede1c8a7e1-86f0-433f-93a9-c14b09f08dab.png
Напомню, что чтение на английском языке является наиболее сложным из всех значимых языков мира. Настолько сложным, что многие американские и английские лингвисты считают, что в школах должен быть отдельный предмет под название "Чтение на английском языке", и что по продолжительности он должен быть не менее 2 лет! Ещё напомню, что в наших языках (русском и английском) нет ни одного одинакового звука. Ещё напомню, что логика английского и его архитектура в корне отличаются от русского. Английский язык - аналитический. Русский - синтетический.
undefinedc3c3b32c-dbfd-416d-9b63-7ccecc8e243f.png undefinedc3c3b32c-dbfd-416d-9b63-7ccecc8e243f.png
Вы понимаете, что перед юными, находящимися в "нежном возрасте" учениками ставят невыполнимые задачи? Если ВЫ не понимаете, то ДЕТИ сразу это чувствуют. И большинство - просто ставит преграду, блок, стену. Но поскольку хоть как-то в рамках школы нужно существовать, - так что хотя бы этот письменно-списанный-найденный в решебниках-интернете вариант английского и является единственным выходом из беСконечного лабиринта.
И вот так дружно и вполне мирно сосуществуют два потока в течение многих лет. Один поток - это требования Программы, её алгоритмы; другой - естественные требования ученика, которые он не может выразить по понятным причинам, но уходит в "письменный вариант английского". К 9-му классу происходит "прозрение" и у родителей, и у учеников. И начинается "натаскивание". Как собак учат нападать на зверя или человека, так и ребят "тупо" готовят к сдаче ЕГЭ / ОГЭ по английскому. Прикольная такая картинка получилась, да?
undefined05d6a10c-b843-40d7-83a0-ff0329f67768.png undefined05d6a10c-b843-40d7-83a0-ff0329f67768.png
Итак, в школе на первом месте - "писанина". А что дома или, точнее, - вне школы? Практически ничего особенного. Только добавляется репетитор, у которого больше возможностей. Но даже он вынужден чаще всего просто помогать разбираться с грамматикой, усвоением правил и помогать делать всё те же ...письменные задания! Разумеется, есть очень творческие и смелые репетиторы, которые идут другим путём и углубляются в мир говорения... Дай Бог им здоровья и мужества!
undefinedfcd98e3e-4c9a-4f6f-b27c-6e5039a4d95a.png undefinedfcd98e3e-4c9a-4f6f-b27c-6e5039a4d95a.png
2. Вторая причина находится в обучении говорению. Вот, к примеру, произнёс ученик фразу. Однако он не понимает (но должен понимать) следующее:
1. Фразу нужно произносить идеально.
2. Для того, чтобы это сделать, её необходимо произнести 20 - 30 - 100 - 1000 и более раз. Причём, за один "подход" - не менее 15-20-и раз.
3. Фраза должна произноситься ГРОМКО! Не "в себя" с закрытым ртом, а почти на максимальной громкости. Только тогда слышны все изъяны в произношении/произнесении.
undefined473e8fff-af96-436c-b400-7d04cd1b51f1.png undefined473e8fff-af96-436c-b400-7d04cd1b51f1.png
4. Каждая произнесённая таким образом фраза становится штампом, шаблоном. Достаточно добавить или изменить слово - и легко получается что-то новое.
5. Главная задача - именно произнести фразу определённым образом, а не "перевести" её. Мы не готовимся быть переводчиками. Наша задача - уметь слышать и поддерживать беседу.
6. Фраза должна произноситься на одном выдохе, максимально слитно (как одно слово).
7. Фраза должна содержать правильную ИНТОНАЦИЮ и ритмику.
8. Фраза должна быть вплетена в определённую ситуацию.
undefined2740e2d5-c876-43ee-8de5-119fdae20a3d.png undefined2740e2d5-c876-43ee-8de5-119fdae20a3d.png
... Можно и дальше ещё продолжать. Но и так понятно уже, что обучать говорению - это тяжелейший педагогический ТРУД! Это - пахота! Конечно, есть много инструментов, чтобы этот труд сделать (по)легче. Но два основных здесь выложу:
- давайте задания (которые обычно в письменном виде даёте) под "другим" углом. А именно: произнести громко вслух все подряд фразы (их обычно 10 - 12) за одну минуту. То есть уже в правильном виде, глядя в исходник, в котором находятся всё те же пресловутые пропуски, скобочки. и т.д. Кто справится, тому время уменьшайте: 50 секунд, 40, 30, и т.д. Пока как пулемёт не будет строчить, не задумываясь ни на секунду. Победителю - приз! Конечно, такое дз можно и нужно выполнять в течение нескольких дней. То есть один тот же набор фраз/заданий. Пока все не произнесут как следует - ни шагу вперёд!
undefined6b5b9a74-9235-4ea1-91c5-345505b1459f.png undefined6b5b9a74-9235-4ea1-91c5-345505b1459f.png
- постоянно задавайте детям вопросы на английском, чтобы они тут же отвечали на них. На обдумывание - ни одной секунды. Моментальный ответ. Вначале каждому по 2-3 вопроса, затем - каждый ученик задаёт другому, по цепочке. И в таком режиме как можно дольше.
Чтобы ученики чувствовали себя комфортнее - прежде им нужно дать список вопросов с готовыми ответами для тренировки дома.
undefinedd9088b2d-907d-47c0-9a0a-aa6bac47a5ab.png undefinedd9088b2d-907d-47c0-9a0a-aa6bac47a5ab.png
Используйте действенное простое правило: любое домашнее задание выполняется только вслух. Громко, чётко, с соблюдением нужной интонации и верного ритма, с правильным дыханием. И, - конечно, - максимально быстро. 10 фраз - максимум 30 секунд. Пока задание в таком виде не выполнено - оно остаётся. Это может занять не один день даже. Этот приём называется "борьба со временем". Секундомер в руки - и вперёд! Для интереса попробуйте сами произнести одно из типовых заданий за 30 секунд с соблюдением всех правил.
undefinedb473b3ad-fa08-4dfd-87de-e157be76102b.png undefinedb473b3ad-fa08-4dfd-87de-e157be76102b.png
Вместо точек вставьте, где требуется, артикли или some и any:
1. ... tea is very hot, I must put ... milk in it.
2. Buy ... tobacco, please.
3. Pass me ... sugar, please.
4. ... windows let in ... light and ... air.
5. ... garden is surrounded by ... wall built of ... stone.
6. In ... desert it is difficult to find ... water.
7. ... water which we drink in our towns is filtered at waterworks.
8. This district is very rich in ... coal.
9. Is your shirt made of ... silk or ... cotton?
10. This is ... bronze, not ... copper.