Причины "неговорения" выяснить не так-то просто. Разумеется, существует страх. У каждого, кто начинает общаться на иностранном. Но этот момент, как и некоторые другие (непонимание, зачем изучать английский; неумение организовать день так, чтобы осталось время на изучение языка; стеснительность и зажатость, и т.д., и т.п.), - давайте пока оставим в покое. Есть вещи куда более серьёзные, поскольку они носят системный характер и потому оказывают влияние на всех без исключения.
1. Неоправданный и ничем не обоснованный приоритет письменных упражнений. Ребята постоянно пишут, раскрывают какие-то "скобки", что-то "преобразовывают", отмечают "галочками", "находят соответствие"... А где английский ЯЗЫК?! Более того - им на основе выполненных/невыполненных "эксесайзов" потом выводят отметку за четверть и год. А где английский ЯЗЫК?! Ученики что-то "переводят", читают, рисуют, играют...А где английский ЯЗЫК?!
Может быть хватит уже изучать ЯЗЫК глазами, руками, ногами и при этом... молчать? Просто на всякий случай напомню, что любой язык - это прежде всего ЖИВАЯ РЕЧЬ!
Почему произошёл такой перекос? Это фундаментальный вопрос, и потому ответить на него придётся основательно. Дело в том, что в методологии изучения иностранного языка не учитывает один "простой" момент: ребёнок к 6-7-и годам почти свободно владеет РОДНЫМ РАЗГОВОРНЫМ языком, но совершенно не знает правил его грамматики, слабо разбирается в орфографии, пунктуации, стилистике, и т.д. Поэтому вполне естественно, что учащиеся младших классов через большой объём письменных упражнения восполняют этот пробел. Так сказать, - приводят в соответствие обе части языка: говорение и письмо.
Примерно в этом же возрасте (6-7 лет) дети активно знакомятся с английским. Они НЕ УМЕЮТ ни ГОВОРИТЬ, ни ПОНИМАТЬ РЕЧЬ НА СЛУХ. Однако, следуя канонам изучения родного языка, им предлагают ОДНОВРЕМЕННО начинать 1 читать, 2 писать, 3 говорить, 4 понимать/переводить, 5 отрабатывать произношение, и т.д.
Дорогие взрослые, родители, педагоги и методологи-методисты: кто-то из вас способен на такой подвиг?! Не зная НИЧЕГО, начать на нём писать, читать, говорить и переводить.
Напомню, что чтение на английском языке является наиболее сложным из всех значимых языков мира. Настолько сложным, что многие американские и английские лингвисты считают, что в школах должен быть отдельный предмет под название "Чтение на английском языке", и что по продолжительности он должен быть не менее 2 лет! Ещё напомню, что в наших языках (русском и английском) нет ни одного одинакового звука. Ещё напомню, что логика английского и его архитектура в корне отличаются от русского. Английский язык - аналитический. Русский - синтетический.
Вы понимаете, что перед юными, находящимися в "нежном возрасте" учениками ставят невыполнимые задачи? Если ВЫ не понимаете, то ДЕТИ сразу это чувствуют. И большинство - просто ставит преграду, блок, стену. Но поскольку хоть как-то в рамках школы нужно существовать, - так что хотя бы этот письменно-списанный-найденный в решебниках-интернете вариант английского и является единственным выходом из беСконечного лабиринта.
И вот так дружно и вполне мирно сосуществуют два потока в течение многих лет. Один поток - это требования Программы, её алгоритмы; другой - естественные требования ученика, которые он не может выразить по понятным причинам, но уходит в "письменный вариант английского". К 9-му классу происходит "прозрение" и у родителей, и у учеников. И начинается "натаскивание". Как собак учат нападать на зверя или человека, так и ребят "тупо" готовят к сдаче ЕГЭ / ОГЭ по английскому.
Прикольная такая картинка получилась, да?
Итак, в школе на первом месте - "писанина". А что дома или, точнее, - вне школы? Практически ничего особенного. Только добавляется репетитор, у которого больше возможностей. Но даже он вынужден чаще всего просто помогать разбираться с грамматикой, усвоением правил и помогать делать всё те же ...письменные задания! Разумеется, есть очень творческие и смелые репетиторы, которые идут другим путём и углубляются в мир говорения... Дай Бог им здоровья и мужества!
2. Вторая причина находится в обучении говорению. Вот, к примеру, произнёс ученик фразу. Однако он не понимает (но должен понимать) следующее:
1. Фразу нужно произносить идеально.
2. Для того, чтобы это сделать, её необходимо произнести 20 - 30 - 100 - 1000 и более раз. Причём, за один "подход" - не менее 15-20-и раз.
3. Фраза должна произноситься ГРОМКО! Не "в себя" с закрытым ртом, а почти на максимальной громкости. Только тогда слышны все изъяны в произношении/произнесении.
4. Каждая произнесённая таким образом фраза становится штампом, шаблоном. Достаточно добавить или изменить слово - и легко получается что-то новое.
5. Главная задача - именно произнести фразу определённым образом, а не "перевести" её. Мы не готовимся быть переводчиками. Наша задача - уметь слышать и поддерживать беседу.
6. Фраза должна произноситься на одном выдохе, максимально слитно (как одно слово).
7. Фраза должна содержать правильную ИНТОНАЦИЮ и ритмику.
8. Фраза должна быть вплетена в определённую ситуацию.
... Можно и дальше ещё продолжать. Но и так понятно уже, что обучать говорению - это тяжелейший педагогический ТРУД! Это - пахота! Конечно, есть много инструментов, чтобы этот труд сделать (по)легче. Но два основных здесь выложу:
- давайте задания (которые обычно в письменном виде даёте) под "другим" углом. А именно: произнести громко вслух все подряд фразы (их обычно 10 - 12) за одну минуту. То есть уже в правильном виде, глядя в исходник, в котором находятся всё те же пресловутые пропуски, скобочки. и т.д. Кто справится, тому время уменьшайте: 50 секунд, 40, 30, и т.д. Пока как пулемёт не будет строчить, не задумываясь ни на секунду. Победителю - приз! Конечно, такое дз можно и нужно выполнять в течение нескольких дней. То есть один тот же набор фраз/заданий. Пока все не произнесут как следует - ни шагу вперёд!
- постоянно задавайте детям вопросы на английском, чтобы они тут же отвечали на них. На обдумывание - ни одной секунды. Моментальный ответ. Вначале каждому по 2-3 вопроса, затем - каждый ученик задаёт другому, по цепочке. И в таком режиме как можно дольше.
Чтобы ученики чувствовали себя комфортнее - прежде им нужно дать список вопросов с готовыми ответами для тренировки дома.
Используйте действенное простое правило: любое домашнее задание выполняется только вслух. Громко, чётко, с соблюдением нужной интонации и верного ритма, с правильным дыханием. И, - конечно, - максимально быстро. 10 фраз - максимум 30 секунд. Пока задание в таком виде не выполнено - оно остаётся. Это может занять не один день даже. Этот приём называется "борьба со временем". Секундомер в руки - и вперёд!
Для интереса попробуйте сами произнести одно из типовых заданий за 30 секунд с соблюдением всех правил.