Когда ученик что-то читает/произносит на английском, - не перебивайте его! Пожалуйста, не делайте этого! Я сам долгое время, не задумываясь, "на автомате", поправлял учеников и произносил «правильный вариант» слова/словосочетания. Но однажды, после живого общения с корректором, который взялся править текст моей статьи, вдруг поймал себя на мысли, что я этого корректора очень быстро начал ненавидеть. Буквально через пару минут:)
Понятно, что корректор не хотел меня обидеть, но когда тебя перебивают, поправляют и делают замечания с некоторой оценкой, - поневоле начинаешь реагировать. Думаю, каждый однажды испытал это неприятное ощущение, когда некий "умник" постоянно поправляет твою речь во время разговора с ним. (Я сейчас говорю про общение на родном языке, конечно). Он, этот грамотей, поправляет ударение или даже звучание слова, иногда вскидывает брови: мол, как такое можно говорить вообще?!..
undefined883653c0-5635-4649-b226-d5128e668de5.png undefined883653c0-5635-4649-b226-d5128e668de5.png
А теперь давайте вернёмся к нашим ученикам. Разве они не испытывают примерно такие же неприятные чувства, когда мы (педагоги) их поправляем? Я специально задавал этот вопрос многим своим подопечным. Ответ на 100% был одинаковым: это вызывает крайне отрицательные эмоции; не хочется даже продолжать говорить; хочется замолчать; зачем он это делает?, и т.д. Мы, разумеется, более подготовлены; мы - учителя. И у нас в арсенале есть разные формы "поправить" ученика. Зачем же выбирать самую обидную, которая даёт обратный эффект? И вместо говорения ученик замолкает с затаенной, невысказанной обидой на преподавателя.
undefinedff573575-f94e-4668-b342-8842b3c0047e.png undefinedff573575-f94e-4668-b342-8842b3c0047e.png
После осознания этого момента я начал искать замену, ведь нельзя же просто промолчать и не исправить ошибку. Подсказку дало общение с одним великим спортивным тренером. И я увидел, как он делал "разбор полётов" после тренировки, а не во время неё, чтобы не отвлекать спортсменов от игры. И - второе - чтобы они продолжали показывать то, чем обладают на сегодня, то есть свои истинные возможности. При этом вся тренировка записывалась на видео. Нужно сказать, что этот тренер (американец) добился невероятных результатов, работая со сборной Китая, и вывел её на серебро на Олимпиаде! За два года поднял из второй сотни до второго места!
undefined3953dd33-27c3-4e67-8e7e-08f06dc97c47.png undefined3953dd33-27c3-4e67-8e7e-08f06dc97c47.png
Сегодня я так и поступаю: даю ученику высказаться, внимательно слушаю и записываю неточности, ошибки, и т.д. А затем, после слов благодарности ему за то, что прочитал/сказал/пересказал, - очень корректно говорю, что были некоторые неточности, которые мы сейчас проработаем и исправим. Конечно, ребёнок с радостью соглашается. Кстати, вместо слова "ошибка" использую другие, необидные варианты: «неточность», «некоторое отклонение от оригинала», «невнятность», «ты что-то сказал по-своему», и т.д. Иногда прибегаю к такому приёму: говорю, что плохо расслышал или отвлёкся, поэтому прошу ученика ещё раз повторить ту фразу, где была неточность.
Такой подход требует терпения и внимательности от преподавателя. Я фиксирую каждую неточность, записываю её на бумагу или печатаю в чате (но ученик пока этого не видит). Когда веду занятия онлайн, отключаю у себя звук, чтобы - "от греха подальше":) Такая практика создаёт благоприятную атмосферу и уютную обстановку на занятии/уроке. Всегда помню, что моя задача - не просто обучить чему-то (это - "побочка":), а сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка.
undefineddc00ae11-538e-4c11-8df6-42a0c419fbbe.png undefineddc00ae11-538e-4c11-8df6-42a0c419fbbe.png
Понимаю, что сейчас некоторые педагоги и родители не согласятся со мною, поскольку должен же кто-то поправлять. Но вопрос только в том, как, в какой форме это делать! И главное – не перебивайте ученика!
undefined168f0214-8655-424f-9d0d-f9bfa0a88ff1.png undefined168f0214-8655-424f-9d0d-f9bfa0a88ff1.png