Грамматика английского в известном смысле держится на словах-пустышках: т.н. вспомогательных глаголах. Почему пустышках? - Дело в том, что если пытаться их переводить на русский язык, то ничего толком не получится. Поэтому они и не запоминаются! Точнее говоря, - довольно трудно определить различие и понять, когда нужно использовать is или do, а может быть have или was, will или does, и т.д.
Чтобы эти "пустышки" как-то уложить в голове, придумана целая система времён английского. Так или иначе она представлена во всех учебниках английского: Present Simple, Past Simple, и т.д. Ничего против подобных систем не имею, однако уж больно они громоздкие и пугающие! Такое ощущение, что юных учеников готовят поголовно в лингвистов-филологов английского. А им всего-то навсего нужно просто моментально выбрать одно из примерно 20 вспомогательных слов-пустышек.
В связи с этим и хочется вспомнить об одном очень простом, но эффективном приёме. Речь идёт о мини-диалогах, которые начинаются с вопросительных предложений. В этих предложениях-вопросах вспомогательные слова стоят на первом месте. В ответах – на последнем. Я их в примерах специально заглавными буквами печатаю, чтобы было понятнее.
- DO you live in Moscow? – ты живёшь в Москве?
- Yes? I DO. – да.
Или: - No, I DO not (don’t) - нет
Итак, родитель задаёт вопрос, ребёнок – отвечает. Что требуется от ребёнка в таком случае? Только предельная внимательность, чтобы услышать ПЕРВОЕ слово в вопросе.
- HAVE you got a brother? – У тебя есть брат?
- Yes, I HAVE – да
- No, I HAVE not – нет
Именно в этом примере используется довольно сложная грамматическая конструкция под названием Present Perfect. Но какая разница Вашему малышу, как это всё называется? Ему ведь ГОВОРИТЬ нужно! А не СИСТЕМУ времён изучать годами. И он, Ваш ребёнок, легко ответит, так как запомнил уже, что первое слово в вопросе – последнее в ответе. Вот сами попробуйте:
IS your mother watching TV now? – твоя мама сейчас смотрит телевизор?
Yes, she IS – да .
No, she IS not – нет.
Это был Present Continuous, но для ребёнка не преграда, что он не изучал этого и даже (ужас!) не знает, как ЭТО называется. Он просто… говорит.
Разумеется, тут есть тонкости:
1. Нужно добиваться многократного повторения одного и того же диалога. Многократного – значит 15 – 20 раз подряд. С разными интонациями, смысловыми ударениями, в разном темпе, и т.д.
По нескольку подходов в день. Сотни повторов в течение недели, тысячи – в течение месяца!
2. Желательно, чтобы вопросы были «в тему». К примеру, сели за стол. Спрашиваете ребёнка:
- Would you like some tea? - хочешь чай?
- Yes, I would – да
Конечно, это чрезмерно вежливо для семейного диалога, но тоже полезно. А попроще будет:
- Do you want tea? – Yes, I do
Или, к примеру, чувствуете, что ребёнок не слушает Вас. Тут же вопрос ему:
В этом примере слово “are” в вопросе изменилось на слово “am” в ответе. Этот момент нужно постоянно объяснять: “you” – это обращение к кому то, с ним используется “are”; а когда говоришь про себя, то “are” нужно менять на “am”, получается I am. И опять этот же вопрос и – требуем ответ. И опять объясняем, почему “are” поменялся на “am”. И опять этот же мини-диалог, и т.д., и т.п.
Кто-то скажет, что не всем малышам такой приём подойдёт. Практически всем. Тут главное – знать, как это делать. Вплетать эти вопросы в реальную жизнь. Вознаграждать за подобные опыты. Не «возбуждаться» и не проявлять эмоции, когда ребёнок сбивается, отвечает невпопад. Не «вестись» на детские приёмы и манипуляции. Особенно в первые дни, когда детям нелегко, они, наши хитрые малыши-карандаши, начинают придумывать всё что угодно, лишь бы прекратить всё это.
Вы знаете, что я – не теоретик, но практик. И этот путь – от практики – к классической Системе времён, то есть в обратную сторону. Напомню, что традиционный путь таков: изучение формулы какого-то времени, некая практика, потом НОВАЯ формула, некая практика, опять НОВАЯ формула, и т.д. Всё это растягивается на очень много месяцев или даже несколько лет. Дети просто теряют нить, не видят общих закономерностей. Для них каждая такая НОВАЯ формула – это какой-то самостоятельный кусочек грамматики.
В таких условиях ученик к 5-6 классу или смог всё это объединить и «въехать» и потому он уже просто нанизывает новые знания достаточно легко… Или к этому же возрасту начинает люто ненавидеть английский, педагогов английского и тех, кто что-то понимает в грамматике. Родители не знают, что делать, идут к репетиторам, а там…. – всё та же Система Времён их поджидает!
Поэтому, дорогие родители, помогите своим детям! Задавайте им вопросы, пожалуйста! Вы тем самым позволяете ребятам не ПОНЯТЬ, а УСЛЫШАТЬ, как устроена архитектура языка. Вообще ПОНИМАТЬ в языке ничего и не получится. Во всяком случае, - в момент разговора, - точно. Нет времени на рассуждения, нужно просто говорить😊
- DO you have a brother? – У тебя есть брат?
- Yes, I DO
- No, I DO not (don’t)
- HAVE you got a brother? – У тебя есть брат?
- Yes, I HAVE
- No, I HAVE not
- ARE you kidding me? – Ты издеваешься, что ли?
- No, I AM not (тут нужно объяснять, почему “are” изменилось на “am”. Долго объяснять, до тех пор, пока не войдёт в привычку).
- IS your mother at home? – Мама дома?
- Yes, she IS
- No, she IS not
- DID you buy anything? – Ты купил что-нибудь?
- Yes, I DID
- No, I DID not
- CAN you help me? – Можешь помочь?
- Yes, I CAN
- No, I CANNOT (единственный случай, когда слово “not” пишется слитно с вспомогательным глаголом.
Эти простые тренировки дают потрясающий эффект в случае многократного ежедневного повторения в течение хотя бы 2-3 месяцев. А именно: ученик начинает чувствовать язык. У него появляются контуры Системного видения и смутная пока ещё, но надежда на успех. Конечно, есть приёмы, которые усиливают эффект от подобной практики и помогают ребёнку быстрее и «веселее» запомнить различные диалоги и фразы. Кому интересно – пишите, расскажу больше.