Введение в чтение на английском по-новому.

ОМ

Олег Мурашев

Обычно чтению обучают через правила, которых в английском невероятно много. И - главное - не все они доступны для объяснения. Ученик может долго и напряжённо изучать эти правила. Преподаватель - очень сильно и умело стараться объяснить их. А результата нет. Почему так?
В обучении языку существует аксиома: НЕ ВСЁ ПОДЛЕЖИТ ОБЪЯСНЕНИЮ. Скажу больше (из практики): требовать т.н. "понимания" от ученика - это дорога в никуда! "Понимать" - значит воспринимать материал так, как его видит педагог. Но это ведь невозможно: ученику, к примеру, 7 лет; как он может увидеть проблему и пути её решения аналогично тому, как их видят преподаватели/методисты? Мы же не требуем от малыша, чтобы он управлял автомобилем или выполнял "взрослые" работы.
undefined5dd8e303-72eb-4611-9b2d-7ae82094f8e3.png undefined5dd8e303-72eb-4611-9b2d-7ae82094f8e3.png
Прочитать английский текст можно только в том случае, если закорючки - буквы превратятся для ученика в понятные для него знаки. Просто "смотреть" в них - бесполезно. Поэтому мы всегда вначале АДАПТИРУЕМ текст, то есть превращаем "закорючки" в дружественные знаки. Процесс этот - многогранный и творческий. Тут есть где разгуляться и сказочной фантазии, и графике в виде рисунков и схем, и играм.
undefined5ef14eba-9f68-43d5-a64b-f459ce068d25.png undefined5ef14eba-9f68-43d5-a64b-f459ce068d25.png
Мой излюбленный приём - создание змеек. Находим слово в тексте, которое содержит тот или иной гласный звук (чаще всего) или дифтонг. К примеру, дифтонг ai. Это слово превращается в голову змеи, которую ребята с удовольствием рисуют, а затем добавляем "тело": слова, которые содержат этот же дифтонг. К примеру write, might, smile, find, I, my, и т .д. Затем мы эти слова соединяем линией определённого цвета.
В итоге получается "кривая вертикаль", которую ученик прочитывает уверенно. И я не требую "горизонтального" прочтения до тех пор, пока ребёнок не разберётся со всеми змейками.
undefined6dbf5448-ec94-4814-ad88-609c65aa2609.png undefined6dbf5448-ec94-4814-ad88-609c65aa2609.png
Так уже сложилось, что гласные в английском имеют несколько вариантов звучания. К примеру, буква "а" (первая буква английского алфавита - "эй") имеет как минимум 9 таких вариантов! Многие недооценивают то, что только сейчас прочитали. Вдумайтесь ещё раз: ОДНА БУКВА английского алфавита имеет ДЕВЯТЬ ВАРИАНТОВ звучания... Ну и что делать с этим?! Как теперь с этим жить-то? Разумеется, существуют некоторые правила; они описаны (более-менее интересно или точно) в учебниках, их растолковывают на Ютубе наши и иноземные преподаватели... Ну и что с того? Эти правила нужно учить, запоминать, принимать их, и т.д. То есть нагрузка только ещё более усиливается! Вместо помощи - ученику дают всё больше отягощений.
undefineded71bd70-afe8-482c-a434-a601af0417c1.png undefineded71bd70-afe8-482c-a434-a601af0417c1.png
Это похоже на то, как Вы купили фен, чтобы просушить волосы, а Вам вначале нужно полностью изучить всю инструкцию, и ещё на всякий случай вспомнить некоторые законы физики и - чтобы совсем уж безопасно было! - освежить определение электричества! Я совсем не против техники безопасности, но мне, как пользователю, важно увидеть кнопку "вкл/выкл". Или "on/off". Я просто хочу высушить волосы, и больше ничего!
Но если вы думаете, что такая история только с одной буквой "а" в английском, то глубоко ошибаетесь. Они все (всего гласных в английском - 6) имеют по нескольку различных вариантов чтения в словах! Конечно, на каждую гласную букву есть более-менее внятные правила чтения. Ну, всякие там "открытый - закрытый слоги", четыре типа чтения", и т.д.. Я говорю "более - менее" потому, что филологи - учёные не очень заботились о юных учениках, которые эти правила изучают. Я бы, кстати, вообще всё это правилами не называл, потому как это, скорее - тенденции, закономерности, которые не носят всеобщего характера.
undefined6275c4e1-12b0-4c8a-a9b2-cff32972eab6.png undefined6275c4e1-12b0-4c8a-a9b2-cff32972eab6.png
К примеру, каким "правилом" можно объяснить чтение слова "a comb" (расчёска) как [kəum]? Или вот это вот: "vehicle" - [ˈviːɪkl] - транспортное средство? "queue" - [kjuː] - очередь? Подобных слов-исключений в английском - сотни!
Конечно, скажут многие, - всё можно объяснить. Даже, к примеру, объяснить, почему в слове "a table", гласная "а" звучит как "эй". Правда, придётся вначале рассказать ученикам (увлекательно рассказать!!!) о звуках вообще, потом о понятии "сонорность" в языке, затем о роли буквы "е" на конце слова, и т.д. ... Не слишком ли многого мы хотим от наших учеников, которые начинают читать на английском в весьма юном возрасте?!
undefinedef65e386-7a95-4991-8671-31aaad5691c8.png undefinedef65e386-7a95-4991-8671-31aaad5691c8.png
Ну, и чтобы совсем "убить", сообщаю, что примерно в половине английских слов есть буквы, которые никак не произносятся ("пустышки") или опять надо выбирать! К примеру в слове accent первая "с" (в алфавите - "си") звучит как звук "к", а вторая - как звук "с". Слово "gnome" - первая буква - пустышка, последняя - тоже". Слово "give "- первый звук как русский "г", Слово "gene" - эта же буква как "дж".
undefined27300ef3-83d3-4288-884f-118a996f4297.png undefined27300ef3-83d3-4288-884f-118a996f4297.png
Сколько нужно месяцев, лет, жизней, чтобы всё это уместить вначале в голову ученика, а потом "выдавить" из него в виде правильных слов, не забывая, кстати, ещё о правильных ударениях и хорошем произношении?! Вот по этой причине многие американские лингвисты считают, что чтение на английском - это САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ШКОЛЬНЫЙ КУРС. Его продолжительность может варьироваться от года и более. И самое главное - нельзя "примешивать" на этом курсе грамматику! Иначе опять зайдём в тупик. Знаете: за двумя зайцами..., и так далее.
undefinedd82f7703-98c5-4dc9-982c-4c3922ea1f81.png undefinedd82f7703-98c5-4dc9-982c-4c3922ea1f81.png
Поэтому я предлагаю курс "Смотри и читай" как альтернативу. Ну, не год, но хотя бы 3-4 месяца, когда ученики свободны от изучения грамматики и выполнения обязательных школьных упражнений. Когда они могут погрузиться в мир чтения, используя НОВЫЕ инструменты, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ то есть. Когда можно просто смотреть в буквы и ЧИТАТЬ! Сразу, без алфавитов и четырёх типов чтения, "открытых" и "закрытых", и т.д., и т.п.
Не обещаю, что это будет просто. Увлекательно - да, потому что всё построено на образах, сказочных историях, которые можно самим же дополнять и изменять, на творческой основе, включая открытые задачи и создание "своих правил".
undefinede71f88da-6ef4-4a14-8658-764e92b6be2d.png undefinede71f88da-6ef4-4a14-8658-764e92b6be2d.png
Не обещаю, что это будет быстро. Но - все "вдруг" поймут, ЧТО нужно сделать, чтобы читать. И радость этого открытия дорогого стоит! Потому что она останется на всю жизнь. Как и привычка не просто повторять и "вдавливать" в себя, а творчески переработать, оптимизировать, увидеть "свои" правила, создать рабочие образы! Смелее, друзья мои! Мы ведь - люди! Не роботы!!!
undefinedfa2dad86-c48c-43c6-acd1-675dad8025be.png undefinedfa2dad86-c48c-43c6-acd1-675dad8025be.png