В этой короткой статье - лишь лёгкое прикосновение к серьёзной методологической проблеме, которую редко обсуждают.
А именно: проблема единого (единообразного) изложения какой-либо темы для учеников разного возраста/"уровня зрелости":). Уверен, что по каждой теме у преподавателя должен быть в запасе как минимум хотя бы один альтернативный вариант!
  • Для малышей - сказка без лишних грамматических терминов;
  • для ребят постарше - решение открытых задач и через них знакомство и/или повторение уже изученного;
  • средние классы - через этимологию основных терминов и выявление общего в родном языке;
  • старшеклассники - через создание творческих схем, и т.д.

undefined05524e25-c7ab-4d25-bb66-b9058f019d57.png undefined05524e25-c7ab-4d25-bb66-b9058f019d57.png
Не может ребёнок в 6-8 лет усвоить, к примеру, тот же Continuous без сказок, рисунков и большой фантазийной истории. Как ни старайся пересказывать учебник, но когда доходит дело до непонятных терминов "без обёртки", - детский мозг мгновенно ставит преграду! Я этот момент давно понял и начал искать альтернативы. Насколько они удачны или нет - это другой вопрос. Но, в любом случае, неплохо иметь "в рукаве" запасные приёмы.
Возвращаюсь к рассказу о Continuous. Малыши у меня начинают с того, что обводят ладонь и через кодирование каждого пальчика (am – большой, is – указательный, are – средний, was - безымянный, were – мизинец) узнают про Папашу Be, который руководит этим кланом. Там целая история!
undefined274f1f8a-b733-495f-880c-4eea46bc113a.png undefined274f1f8a-b733-495f-880c-4eea46bc113a.png
Те, кто постарше, получают сказку про торговую сеть марки VING. В каждом из магазинов этой сети можно всё взять даром, но на выходе обязательно сфотографироваться. А для этого нажать на одну из кнопочек (am/is/are/was/were).
undefinede51d52b0-ea7d-4217-989c-795749c30337.png undefinede51d52b0-ea7d-4217-989c-795749c30337.png
Старшеклассники же узнают об особенных глаголах-беспредельщиках, которые никак не могут остановиться в своей активности. А если вдруг и остановятся, то никак не смогут потом снова продолжить. Поэтому лучше их и не останавливать:)
Какое же это увлекательное занятие: вместе с учениками придумывать всё новые и новые детали учебных историй. Мне, к примеру, подобный поиск позволил создать альтернативную (новую) теорию инфинитива, несколько уникальных схем - разработок по теме Perfect, универсальную Карту английского, теорию "псевдочтения" и другой взгляд на слогоделение в английском, новую таблицу и методику изучения неправильных глаголов, и т.д., т п.
undefined0bc8c0f8-967b-4032-ac8e-4e7f80ebdd92.png undefined0bc8c0f8-967b-4032-ac8e-4e7f80ebdd92.png
Такой подход сложен, так как нужно постоянно творить, придумывать, искать и создавать нестандартные методические материалы. Но иначе сегодня ведь уже не получится: место и роль педагога в современном мире резко изменились! Просто "пересказывать учебник" без сопереживания и импровизаций сегодня невозможно!
А когда мне кто-то говорит, что в школе всё это "не разрешат", я сразу же привожу в пример Т.А. Коваль-Навроцкую - своего преподавателя истории из далёкого уже детства. Мы пришли на первый урок в класс, который был оборудован как ладья! Огромное количество больших карт, много самодельных карт и схем. Мы были не учениками на уроках истории в государственной советской школе (середина 60-х), а рабами на галерах, которые убегали от римских захватчиков! А во время этого виртуального путешествия знакомились со всем тем, что излагалось в типовом советском учебнике древнего мира. И так - целый год!
undefined154b5f1d-3035-448c-a412-fb8141f50c5c.png undefined154b5f1d-3035-448c-a412-fb8141f50c5c.png
Кто не хочет добиваться результата – всегда найдёт объяснение, почему он не смог этого сделать. Кто ищет – тот найдёт решение в любых условиях! Если этого не делать, тогда наши школы заполнит мадмуазель Скука – страшная дама, которая моментально появляется там, где нет творчества.