Всегда повторяю ученикам, что любое новое (термин, правило, тема, раздел, и т.д.) должно рассматриваться как часть целого, часть Системы или подсистемы. Тут есть несколько уровней. К примеру, возьмём тему "Инфинитив".
Первый, возможно, самый простой, но невероятно важный, - ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ уровень. Открываем словарь и разбираемся с историей происхождения самого термина. Родом это слово из латыни. Отрицательная приставка "in" + глагол "finire" (заканчивать). Это слово, кстати, нам хорошо знакомо в русском - существительное "финиш". Если вместе сложить, то получится что-то вроде "не имеющее конца", "неопределённое", "бесконечное". Тут можно и про автомобиль "Инфинити" вспомнить и его стилизованный знак бесконечности... Словом, поиграть словами. Без спешки и основательно.
undefinede9909813-1cdb-4080-8086-1f009ac09985.png undefinede9909813-1cdb-4080-8086-1f009ac09985.png
Второй уровень (посложнее) - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ. Это тоже пока всё на уровне языкознания. К примеру, в русском языке "инфинитив" - это глаголы, которые отвечают на вопрос "что делать", "что сделать", "что буду делать". Разумеется, в таком случае «неопределённость» означает, что мы не сможем определить ни время действия (чаще всего), ни род/лицо, ни число. Именно по этой причине в русском языке инфинитивная форма является исходной, то есть именно от неё образуются все остальные формы глагола за счёт добавления суффиксов и окончаний.
Поскольку полная картина любого термина/явления/правила проявляется только тогда, когда есть его противопоставление (антоним), то называем его: definite (тоже, кстати, латинское слово) - чёткий, ясный, конкретный. Кто-то может предложить другой антоним, и это замечательно! Главное - не пропустить этот важнейший момент: определение антонимов. Дальше хорошо пробежаться по языкам, чтобы ребята с удивлением узнали, что в некоторых из них такой формы не существует! Например, в болгарском языке. А в других языках у инфинитива есть категории рода, числа и даже падежа!
undefinedee773520-abc1-41cd-96c7-5a1bc6a7e3f6.png undefinedee773520-abc1-41cd-96c7-5a1bc6a7e3f6.png
После этого уже можно переходить к английскому, где "неопределённости" так много, что её можно представить как минимум тремя видами.
- Глагол в первой форме - V1
- Инфинитив в "классическом виде" - to + V1
- ing'овые формы глагола, в первую очередь - герундий (gerund).
undefinedc0cdee9f-ef19-4304-a3eb-537f8653e713.png undefinedc0cdee9f-ef19-4304-a3eb-537f8653e713.png
Мы подготовили ученика к третьему уровню, - ПОСТАНОВКА ПРОТИВОРЕЧИЯ. Можно начать с "простого" вопроса: почему в английском, в отличие от русского, инфинитив не всегда отвечает на вопрос "что делать?", "что сделать?" К примеру, в фразе "He wants her to help him", инфинитив tо help невозможно "перевести как "помочь" или "помогать".
Фраза будет примерно так выглядеть: "Он хочет, чтобы она помогла ему". Можно и нужно и другие примеры привести, чтобы ученики ощутили/увидели разницу. He seems TO KNOW what to do - он, кажется, ЗНАЕТ, что делать This is the best place TO BE - Это лучшее место, В КОТОРЫМ БЫ Я ОСТАЛСЯ/НАХОДИЛСЯ/ {ХОТЕЛ БЫ БЫТЬ, и т.д. The train TO ARRIVE in 5 minutes... - Поезд, который ПРИБУДЕТ/ПРИБЫВАЕТ через 5 минут ...
undefinedd2c9beca-6c81-44b4-83e8-e69699ccfcc3.png undefinedd2c9beca-6c81-44b4-83e8-e69699ccfcc3.png
Разумеется, можно завалить учеников этими примерами и уйти незаметно в обычное русло подачи данной темы. Но давайте помнить, что все эти фразы нужны лишь для того, чтобы выявить причину такой многозначности в переводах. И это - лишь первое противоречие! Важно сказать учащимся, что подобных исследований никто ещё до них не проводил! Что они - первооткрыватели. И это - не обман! На самом деле, данная тема является предметом постоянных научных споров и многих диссертаций. Для учеников такая информация является дополнительным раздражителем, они начинают выдвигать различные версии, которые нужно выслушивать, записывать (даже если они кажутся бредовыми:), вместе обсуждать затем, и т.д.
Из своего опыта могу доложить, что я эту тему пробовал разными способами разбирать с учениками, начиная с возраста 8-9 лет и старше. Но такой подход даёт результат! Потому что когда мы доходим до различий инфинитива и инг'овых форм (а обе они - "чистая" неопределённость), то сомнений, когда и почему нужно выбрать инфинитив, а когда - инг (герундий), уже не возникает.
undefined123a6ed8-0f42-4e07-9ec9-1fb085d21d84.png undefined123a6ed8-0f42-4e07-9ec9-1fb085d21d84.png
... Впрочем, я отвлёкся от основного повествования. Этап работы с ПРОТИВОРЕЧИЯМИ - основной. Их (противоречий) в английском языке очень много. Например, почему ученику предлагают запоминать глаголы как начальную форму с частицей to (to buy, to sleep, to go, etc), а в предложениях любые суффиксы/окончания добавляются только к глаголу без частицы to? Почему после модальных глаголов нельзя использовать частицу to? Почему нет таблиц и внятных схем неопределённости как раздела логики в языке и как её создать самому? Почему? ...
undefined06387d3d-f99b-46c0-b769-112c1e126ce2.png undefined06387d3d-f99b-46c0-b769-112c1e126ce2.png