Конечно, тема артикля достаточно сложна для понимания. Можно ли приступать к ней в возрасте 4-5 лет? Если использовать обычные приёмы, то нет, не поймут, заскучают. Но есть сказочно-игровой приём, который появился на основе постоянного общения с малышами в экспериментальных группах! Он хорошо себя зарекомендовал. Поэтому – держите подарок!
Но для начала приготовьте лист бумаги формата А4, несколько цветных карандашей. Мы будем и рисовать, и экспериментировать. Поэтому лучше, если дети будут рядом.
Итак, разделите лист бумаги на две части и запишите в одной части: МИР ЦЕЛЫХ ПРЕДМЕТОВ. В другой - МИР РАЗДЕЛЁННЫХ ПРЕДМЕТОВ. Теперь - пояснения.
МИР ЦЕЛЫХ ПРЕДМЕТОВ. Возьмите в руки телефон, зубную щётку, книгу, расчёску, и т.д. Спросите своего малыша: если от любого из этих предметов отпилить (отрезать, отщипнуть, оторвать, и т.д.) любой кусочек, то он, этот кусочек по-прежнему будет телефоном, зубной щёткой, книгой? Ваш ребёнок даст АБСОЛЮТНО уверенно АБСОЛЮТНО ТОЧНЫЙ ответ: нет!
Можно ещё веселее этот момент обыграть. Взять его любимую игрушку и сказать: сейчас мы с тобою разделим/распилим эту игрушку на две части и у тебя будет уже две твои любимые игрушки. Ведь так? И ребёнок, недоумённо глядя на нас, скажет, что это не так. Именно так можно сформировать понимание ЦЕЛОСТНОСТИ, за которым стоит понимание артикля a/an.
То есть когда мы говорим, что "а" - это один, то нужно уяснить, что речь идёт об ОДНОМ ЦЕЛОМ, ЦЕЛОСТНОМ предмете. Его невозможно разделить на части. Даже маленькие его дефекты (сколы, трещины, царапины, и пр.) вызывают у нас дискомфорт и неприятные эмоции. Именно такие целые предметы только и можно использовать с артиклем а/an.
Переходим к другой стороне листа. МИР РАЗДЕЛЁННЫХ ПРЕДМЕТОВ. Это такие предметы, которые легко можно разделить на кусочки любого размера. И эти кусочки содержать в себе ВСЕ свойства целого, от которого отщипнули (отрезали, отпилили, и т.д.):
То есть каждый из таких кусочков по-прежнему сохраняет ценность и может быть использован. Такие предметы изначально (базово) должны использоваться без a/an, то есть с нулевым артиклем: water - вода, sand - песок, aluminium - алюминий, и т.д.
Конечно, есть тут и сложности. Ряд предметов (чаще всего, это еда: фрукты, овощи, сладости, и т.д.), которые можно разделить на маленькие кусочки, мы используем a/an: an apple (яблоко), a cake (пирожное). И теперь кажется, что из этого противоречия нет уже выхода. Но он есть!
Здесь очень красиво работает принцип "можно нарисовать - используем "а", не получится - нулевой". К примеру, яблоко запросто получится нарисовать, вот и всё. Поэтому используем волшебную палочку "а". Также как и в случае с пирожным.
А вот воду никак не получится нарисовать. Это всегда будет КРУЖКА воды или ЛУЖА воды или КРАН с водой или ЛОЖКА воды, и т.д. И любовь не получится нарисовать, как ни старайся. Многие дети сразу же попробуют не согласиться и начнут рисовать молоко, соль, и т.д. Но у них будет получаться БУТЫЛКА молока или ПАЧКА соли.
Главное – не спорьте с детьми в этом случае. Пускай нарисуют. Вы тоже рисуйте. Я, к примеру, всегда очень просто рисую молоко или сметану: ничего не рисую:)
Вернёмся к листку. Итак, в мире ЦЕЛЫХ предметов запишите слово a book (книга). А дальше поможет СКАЗКА!
Волшебная палочка «а» влюблена в букву «s». Полюбуйтесь, насколько она грациозна, какие невероятные изгибы тела! Палочка «а» пытается быть похожей на «s», но у неё ничего не получается. Но зато когда предметов становится более одного, «а» превращается в «s», но меняет свой местоположение. Убегает в конец.
а book - -----> two books (книга – две книги)
a phone -----> many phones (телефон – много телефонов)
Важный вывод:
Если у существительного на конце буква «s», то это означает, что в единственном числе это слово должно быть с волшебной палкой-артиклем «а».
А вот вода, песок и остальные слова из мира РАЗДЕЛЁННЫХ предметов изначально не могут использоваться с палочкой «а». Поэтому если их много, то буква «s» на конце и не появляется! Ведь, напомню, «s» на конце существительного - это превращённый артикль «а»
water - much water - вода - много воды.
Дорогие родители, надеюсь, что этот материал пригодится, чтобы разобраться или просто подружиться с этой огромной темой английского, которая выходит далеко за рамки грамматики и уходит уже в раздел логики. Здесь привычные правила из учебника поэтому перестают работать, так как малыши просто не смогут даже понять, о чём идёт речь. А наша волшебная схема, рисунки и сказка про превращение («а» в окончание «s») укладывают этот сложнейший теоретический момент в логику ребёнка без особенных усилий. Пробуйте, сами придумывайте, добавляйте и импровизируйте!