Прежде чем перейти к ингредиентам, вкратце ответим на вопрос – «что такое бизнес-план?» и посмотрим пару примеров из жизни. Для этого отлично подходит определение с сайта сбербанка «Бизнес-план — это чёткая программа действий предприятия, рассчитанная на определённый срок».
Пример
В 2005 году стартап Solyndra привлек капитал на сумму $1,6 млрд, из них $535 млн от правительства США. Позже, были привлечены ещё инвестиции.
Тут могут смутить цифры и возникнуть мысль – «Я с таким никогда не столкнусь». Не спешите с выводами, поскольку данная компания совершила классическую ошибку, характерную для бизнеса любого размера.
Solyndra разрабатывала солнечные панели с инновационной конструкцией. К 2010 году стоимость производства ватта энергии для Solyndra обходилась в $6 при том, что рыночная норма была менее $2.
Как позже выяснилось, свои финансовые отчёты компания строила на абстрактных прогнозах, отражающих максимальный потенциал подписанных контрактов, из-за чего производство казалось рентабельным. Убытки компании за 2019 год составили $3,5 млрд.
Ещё один пример
Компания Powa Technologies создала приложение PowaTag. Расплатиться за продукт можно, просто отсканировав фото товара, считав QR-код, радиоволну, рекламное объявление. Стартап гарантировал потребителям беспроблемные электронные платежи по всем каналам.
Но продукт оказался не востребован потребителями, продажи не оправдывали вложений. Выяснилось, что потребителей не устраивали интерфейс и принцип работы приложения, не нравилось заполнять множественные онлайн-формы, просматривать рекламу и так далее.
К моменту выяснения причины, компания накопила долговых обязательств на $250,000 и поправить приложение уже не смогла, разорившись.
Таких примеров невероятно много, когда можно было избежать столь обидных провалов, используя основные принципы создания бизнес-плана.
Так для чего же нужен бизнес-план и из чего он состоит?
Бизнес-план служит важным инструментом для предпринимателей и компаний по нескольким причинам:
Итак, бизнес-план играет роль руководства и инструмента для успешного управления и развития бизнеса. Он должен быть структурированным и легко читаемым документом, который поможет вам и вашей команде ориентироваться в развитии бизнеса.
Вот перечень пунктов, без которых бизнес план будет не полным:
1. Краткое описание бизнеса и его цели.
2. Маркетинг и исследование рынка:
3. Продукт или услуга:
4. Организационная структура:
5. Финансовый план:
6. Риски и стратегия их управления:
7. Финансовые показатели:
Выводы и рекомендации
Конечно, содержание бизнес-плана может изменяться в зависимости от типа бизнеса и его целей.
Если Вы начнёте бизнес без бизнес-плана, то должны понимать, что можете столкнуться со следующими проблемами: